Колёса
Колёса – весьма важный элемент роликовых коньков. И, как не трудно догадаться, - они являются расходным материалом, так как имеют свойство стираться и приходить в негодность.
Самым эффективным способом продления жизни колесам считается своевременное «перекидывание» («ротация») колес, - еще проще: смена колес на роликах местами. Для рам, на которых стоят все колеса одинаковой величины есть стандартная схема, которая более чем наглядно описана в статье «Ротация (перестановка) колес». Для «гибридов», т.е. рам, в которых предусмотрены колеса разного диаметра, и рам с рокерингом подойдет другая, более простая схема, в соответствии с которой все четыре колеса каждого роликового конька остаются в том же порядке, но их меняют: сторонами (сточенной наружу)+ ногами (правые – на левую, а левые- на правую)
Стоит помнить, что делать это надо регулярно, в противном случае колеса придется менять на новые. Кататься на сильно сточенных колесах и так неудобно, а после перестановки станет еще более дискомфортно – скос будет влиять на положение ног. Всего лишь немного внимания к колесам – и они прослужат дольше. ;)
Вне зависимости от того, сколько колеса прожили – их рано или поздно придется сменить.
Различаются они друг от друга (помимо цвета) по нескольким основным характеристикам:
- Диаметр колеса
- Жесткость колеса
- Профиль колеса
- Тип ступицы колеса
Первые две характеристики фирмы-изготовители наносят на каждое колесо, так что определиться с тем, на чем вы катаетесь (или что перед вами в витрине) – не составляет труда. Эти цифры обычно указываются как (например): «90mm» – диаметр и «84А» – жесткость; или, как вариант: «90mm/84A».Остальные - без труда определяются на вид.
Диаметр колеса
Это, по сути, его размер. А еще - характеристика, определяющая, на сколько легко набрать, поддерживать набранную скорость и какая при этом маневренность. К примеру, чем больше колеса (и длиннее рама), тем больше «накат», т.е. качение без потери скорости. Поэтому и на поддержание ее - уходит меньше усилий. А колеса меньшего диаметра (и, соответственно более короткая рама) проигрывают в поддержании скорости, но зато обладают таким полезными качествами, как маневренность и меньшие усилия на разгон. Максимальный диаметр колес, которые Вы можете поставить в раму, установленную на Ваши ролики обычно указан на раме фирмой-изготовителем.
Обычно, на разные типы роликов ставятся колеса определенного диаметра:
- на детских роликах диаметр колес может быть от 68мм до 72мм
- на фитнес роликах – 80мм, 84мм, 90мм
- на роликах категории слалом/фрискейт как правило ставят колеса 76мм и 80мм в зависимости от длинны рамы и установки рокеринга.
- на беговых роликах (ролики для спидскейтинга) устанавливаются колеса диаметром от 90мм до 110мм.
- на агрессивных роликах диаметр колес может быть от 58мм до 62мм.
Жесткость колеса
Еще одна важная характеристика при выборе. Обычно это значения от 76А до 87А. Чем больше это значение, тем более жестким является колесо. Понятно, что чем мягче колёса, тем выше сцепление с поверхностью, а чем жестче – тем они лучше катятся.
Наиболее жесткие колеса используются для агрессивных роликов - с индексом жесткости 88А – 91А.
Выбор оптимальной жесткости – индивидуален, и тут надо исходить из веса, стиля катания и того, где Вы планируете кататься. Стоит так же учесть, что жесткие колеса – еще и более «скользкие», т.е. имеют свойство проскальзывать по гладким поверхностям (искусственным покрытиям, влажному асфальту), а мягкие – лучше гасят вибрацию.
А так же помнить о том, что жесткость колес - понятие весьма относительное… колеса с одинаковой маркировкой могут различаться жесткостью даже в рамках разных партий одного изготовителя, что уж говорить о разных фирмах…
Профиль
Определяет площадь соприкосновения колеса с покрытием. Он может быть нескольких вариантов – от узкого (овального) до широкого (преим.круглый)
- 54 mm wheels – agresive (flat profile)
- 68 mm wheels – inline hockey (round profile)
- 76 mm wheels – recreational / fitness
- 100 mm wheels – race (elliptical profile)
Узкий овальный - как правило, используется в спидскейтинге, круглый – в большинстве фитнес моделей роликовых коньков.
Тип ступицы
Это размер и форма ступицы колеса. Сама же ступица – это та часть колеса, куда вставляется подшипник. Есть два вида ступицы в зависимости от диаметра – под 608 стандарт подшипника (наиболее часто используемые) и под 688 стандарт, их еще называют микроподшипник.
Бывают цельнолитые и ступицы в форме спицы. Соотношение величины ступицы и кол-ва полиуретана в них так же имеет значение – от этих параметров зависит и «живучесть» колеса в роликах и передача усилия при толчке.
P.S. Для быстрой ориентировки при выборе колес нужно определить для себя два ключевых момента:
- Какой стиль катания у Вас?
- Сколько денег Вы готовы потратить на колеса.
+ Выбирать колёса для роликовых коньков из хорошо зарекомендовавших себя брендов. Наиболее известными на сегодняшний день являются:
- Hyper,
- Gyro,
- Matter.
_____________
Автор: S_Que,
2011год.