Ротация (перестановка) колес.
Ротация (перестановка) колес на роликах
"Зачем мне заниматься ротацией колес ? Они что, сами не крутятся?"
Ладно, шутки в сторону. Так зачем же?
Взгляни на свои колеса – могу поспорить, что они уже не такие новенькие, как были когда-то. Они начали истираться - сильнее на толчковой ноге, больше на внутренней стороне, чем на наружной, и сильнее к передней части ролика, если ты начинающий или роллер среднего уровня.
Ротация колес выравнивает этот износ (и делает еще кое-что, см. ниже), и тем самым сохраняет твои деньги, продлевая активную жизнь твоих колес. Перестановка колес также обеспечивает нормальное поведение твоих роликов - сильно стертые колеса плохо влияют на катание!
Так что же нужно делать?
Если ты спросишь 10 опытных роллеров о том, как переставлять колеса, ты получишь 11 разных мнений. Как минимум. А вот еще и мое ;) Все, что нужно - это рассмотреть свои колеса, и, когда на них станет виден износ, переставить их одним из способов, описанных ниже. Вот удобная табличка для справок:
А: Идеально новые и неизношенные колеса. Ничего делать не нужно...
B & C: неравномерный износ, колеса срочно нужно переставлять!
D: Ну, и кого мы обманываем? Если твои колеса выглядят так, все, что можно с ними сделать - выкинуть и купить новые. И ролики вдруг поедут так, что ты поразишься ;-) и в следующий раз переставляй колеса до того, как они станут похожи на этот ужас!
Как часто мне придется это делать?
Пять минут работы, может, чуть больше если делаешь это первый раз... Перестановка колес не должна превратиться в геморрой или каторгу. Здесь нет определенного расписания, поскольку все зависит от массы факторов - твоего веса, типа колес, стиля катания, поверхности... Некоторым достаточно переставлять колеса раз в год, другим (как вашему покорному слуге) приходится делать это после каждого катания по улице.
Сделаем проще: каждый раз дома после катания посмотри на свои колеса. Если они стерлись и выглядят несимметрично, переставь их перед тем, как убрать ролики. Так они у тебя всегда будут наготове - хватай их и выбегай из дома в любой момент!
Основная ротация колес для плоской постановки
Классическая перестановка - 1-3/2-4. Хороший способ выровнять износ колес. Удостоверься, что поставил колеса стертой стороной наружу!
Чередуем этот вариант перестановки с 4-1-2-3 для достижения самого лучшего эффекта.
Если колеса стерлись донельзя или стали слишком малы, тебе придется купить и поставить сразу все 8 колес, переставив подшипники из старых колес в новые. Запомни, в каком порядке вынимаешь все детали, чтобы потом вернуть все на место. Лишних деталей остаться не должно! И ничего не потеряй!
Продвинутая перестановка колес
Ты можешь сильно продлить жизнь своих колес, если использовать описанные ниже приемы. Внимание, поведение роликов изменится, потому что образуется постановка типа HiLo или HiLo-рокеринг, соответственно. Решать тебе, я могу только порекомендовать такую постановку колес. Впрочем, если начинать с плоской постановки, переход будет постепенным, так что будет время привыкнуть к изменившемуся поведению роликов.
Для такой перестановки нужно сначала снять все колеса и рассортировать их по размеру. Если ты не можешь решить, какое из двух колес больше, значит, и неважно, в каком порядке их располагать, незачем часами из рассматривать...
Если самые маленькие из твоих колес стали чересчур малы или начали отслаиваться (полиуретан начал отходить от ступицы), нужно отложить два самых маленьких колеса, и добавить два новых колеса с другого конца пирамиды, как на рисунке. Не забудь переставить подшипники и втулки из старых колес в новые!
Если колеса вышли из строя – выкинь их! Если нет, померь их, надпиши на них нынешний размер и положи в сумку «запасные колеса», которая есть у каждого роллера для особых случаев.
Ну, а вот как происходит собственно перестановка – возьми ролики без колес, поставь их вверх рамой, и распредели колеса из пирамиды по местам, как на рисунке. Не забывай, сточенная сторона колес должна быть снаружи!
На обоих рисунках (слева: для постановки HiLo, справа: для постановки HiLo-рокеринг) предполагается, что правая нога у тебя сильнее, поэтому колеса на правом ролике должны быть чуть-чуть больше, чем на левом. Если у тебя сильнее левая нога, просто поменяй схему справа налево, чтобы достичь нужного эффекта.
Практические советы
В зависимости от твоих рам и осей тебе понадобится один или два шестигранных ключа. Они должны были быть в комплекте с роликами, но если их нет, используй любые подходящие.
Будь внимателен, не потеряй никаких деталей – тщательно собирай все винты, оси, болты, шайбы и т.д., которые ты выкручиваешь – они обязательно пригодятся при сборке!
Обрати внимание на длинную ось, необходимую для установки штатного тормоза – ее нужно установить в точности на то же место. Если ты заменяешь колеса, обязательно вынь подшипники из колес перед тем, как их выбросить (да, я знаю некоторых людей, которые… ;) Не забудь и про втулки между подшипниками!
Предупреждение:
Ролики - опасный спорт. Надевай защиту.