Подшипники для роликовых коньков. Особенности и различия.

Подшипники - еще один расходник в роликовых коньках. Достается им сильнее всего: на них летит все, по чему Вы катитесь, да и прыжки с ударами так же делают свое дело. А ведь при этом именно от них в большей степени зависит то удовольствие, которое вы получаете от езды на восьми колесах. Понятно, что при катании по городу, все время  ехать по чистой, ровной и сухой поверхности невозможно - ее  нет по определению. Тем не менее, именно от Вас зависит, на сколько часто Вы будете попадать на сильно загрязненные поверхности, а то и вообще для катания не предназначенные - вроде грязи, травы, а то и земли или песка вместо асфальта. Мелкие частицы грязи попадают внутрь через зазоры в пыльниках и вызывают износ. Не менее опасна для них и езда по воде: смазка находящаяся внутри подшипника либо вымывается, либо сбивается в комки. И в обоих случаях итог один: она перестает выполнять свою функцию. Да и грязь вместе с водой попадает вовнутрь куда проще.

Так что если Вам дороги Ваши подшипники и вы не хотите их "убить" преждевременно - стоит поискать обходные пути лужам, песочницам, траве и выбирать сухой асфальт. В противном случае у Вас все шансы радовать окружающих шумовыми эффектами - от шуршания до скрежета, и прочувствовать все прелести "не едущих" подшипников на себе. Впрочем, расстраиваться, если вы вдруг заехали в лужу или попали под  дождь - не стоит. Если  после "водных процедур" по приезду домой сразу принять необходимые меры - они вам еще не плохо послужат. 

 

Когда пора менять подшипники?

Средний объективный предел использования подшипников для роликов (при необходимом для них своевременном обслуживании) - 1 сезон, при условии что Вы довольно много катаетесь по городу. Если же Ваше катание сводится к прогулкам по асфальтированным дорожкам парков по выходным (или катанию вокруг дома) - срок их службы может растянуться и на 5лет. Понять, что Ваш комплект пора заменить - можно по пявившемуся в катании дискомфорту из-за плохого кручения колёс (т.е. они чистые и нормально смазаны, но при этом все равно нормально не едут). Есть и другой вариант - Вы покатались под дождём, ничего по приезду не сделали, а потом через какое-то время попробовали повернуть колесо (клёса), а этого не удалось. Никак не удалось - сколько бы усилий Вы не прикладывали. В таком случае тоже - самое простое и быстрое - будет их заменить на новые.

Подшипники класса 608

Все подшипники для роликовых коньков стандартизированы, т.е. они производятся условленных размеров и характеристик. Это обеспечивает возможность ставить практически любые подшипники на колеса. Два варианта, которые используются в роликовых коньках -  608 и 688 класс (их еще называют микроподшипник).
Наиболее часто встречаемые подшипники класса 608. Они используются в большинстве роликов. Рассмотрим их более детально.

Первая цифра – тип подшипника – 6, означает, что подшипник относится к типу «single-row deep groove» (один ряд с глубокой канавкой).
Вторая цифра указывает на серию подшипника. Существуют такие серии (от самой легкой к самой тяжелой):
8 – сверхтонкие
9 – очень тонкие
0 – сверхлегкие
1 – сверхлегкого давления
2 – легкие
3 – средние
4 – тяжелые
Третья и последняя цифра указывает на диаметр внутреннего кольца.
В 608 подшипниках внутренний диаметр 8мм, внешний – 22мм, толщина – 7мм.

Обычно производители после типа подшипника дописывают латинские буквы – суффиксы – например «RS» или «ZZ». Они характеризуют тип пыльника на нем. Наиболее часто используются следующие обозначения:
Z – металлический пыльник с одной стороны подшипника.
ZZ – металлические пыльники с обеих сторон подшипника (чаще используется именно «Z», хотя пыльники с обеих сторон).
RS (rubber shild) – означают что подшипники влагозащищенные (не путать с водостойкими). Такие подшипники имеют обрезиненные пылезащитные пластинки, они закрывают зазоры подшипника от влаги и пыли, значительно продлевая срок его службы.
2RS – с обеих сторон подшипника.

Стандарты ABEC

Также практически на всех подшипниках указывается классификация по шкале ABEС (Annular Bearing Engineering Council – англ. Ежегодный Совет Инженеров Подшипников). Чем большее число ABEC, тем выше точность изготовления. При этом не существует необходимости придерживаться определенных материалов при изготовлении, подшипники должны быть сделаны с определенной точностью (например, в списке указана наибольшая погрешность внутреннего кольца). Более высокий класс точности позволяет подшипнику вращаться при большей частоте с меньшей вибрацией, трением. Существуют 5 классов точности:
ABEC 1 – Недорогие подшипники. Ими оборудуют большинство дешевых ролликов и скейтбордов, часто не указывая класс. Как правило, не рассчитаны на обслуживание. Погрешность – 0,0075 мм.
ABEC 3 – Неплохие для хоккея и роллеров, которым часто приходится переставлять подшипники в зависимости от условий катания. Погрешность – 0,005 мм.
ABEC 5 – Для обычного катания.  Погрешность – 0,0035 мм.
ABEC 7 – Наиболее часто используемые сейчас подшипники. Дороже предыдущих стандартов из-за повышенной сложности изготовления. Погрешность – 0,0025 мм.
ABEC 9 – Наиболее точные и качественные подшипники, поэтому и самые дорогие. Погрешность – 0,0012 мм.

Кстати, широко распространенное мнение, что подшипники высоких классов точности (ABEC 9) «нежные» и годятся только для спид-скейтинга, - верно только отчасти. Фактически в таких подшипниках » больше железа», а соответственно больше и ресурс. Есть только одно но: высокая точность в их изготовлении приводит к тому,  что грязь (которая все равно попадает внутрь) оказывает на них куда более пагубное воздействие и шуршать они начинают куда быстрее,  чем те же ABEC 7.

 

Немного о вращении

«Визуальная» лёгкость вращения зависит только от смазки, что заложена в подшипнике. Если в подшипниках пластичная смазка (густая-консистентная), то на стенде в магазине колесо будет вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным.
Но одно дело, когда колесо вращается на весу, без нагрузки, и совсем другое дело, когда это будет происходить под вашим весом, и на асфальте – тут-то вся эта «магазинная разница» станет незаметна. К тому же ресурс подшипников на пластичной смазке несравнимо выше, да и в обслуживании они нуждаются не так часто. Ведь жидкая смазка частично испаряется, частично вытекает и если ничего не предпринимать, подшипники изнашиваются достаточно быстро.

_____________
Автор: S_Que,

2011год.

Еще по этой теме:

Анатомия подшипников (автор: DIVAS)